+375 (44) 7746670

+375 (29) 5733848

г. Минск, ул. Смолячкова 9, а.135
с 10-00 до 20-00 без вых.

Технологии

Технология иконописания, или как создается икона в мастерской.

«Икона» в переводе с древнегреческого слова εiκών – это «образ», «изображение», на чем и каким способом это изображение выполнено – уже не входит в понятие «εiκών». Тем не менее мы соприкасаемся с древней техникой создания образа, которая давно стала традицией, и насчитывает уже более тысячи лет.

Существуют различные техники создания иконы – это мозаика и фреска, вышивка, литьё и многие другие, и каждая стремится максимально реализовать себя, но нас сейчас интересует одна из самых сложных, древних и, в то же время, самых незаменимых техник исполнения Образа – в красках на деревянной основе. Именно это мы подразумеваем сегодня, произнося слово «икона», а в учебниках по искусствоведению она значится как техника византийской и древнерусской темперной живописи.

Начиная рассказ о том, как появляется на свет икона, можно разделить основные этапы её создания на две независимые части. Первая часть – это всё, что связано с её материальной составляющей, а именно – изготовление доски, левкаса, приготовление красок, техника золочения, покрытие уже готового образа олифой и т.д. Вторая же – всё, что связано с написанием самого Образа – это работа с подлинниками и подготовка прорисей, этапы написания Образа в каноне, от иконографии до роскрыши, движков, а так же, многое другое. Итак, всё по порядку.

Этапы создания иконы

Ценность сохранившихся до наших дней технологий создания иконы - это грандиозный опыт византийских мастеров, создавших новое направление в искусстве. Своими технологиями они предоставили большие художественные возможности для написания Образа и позволили сохранить его максимально долго. Об этом нам говорят иконы тысячелетней давности, написанные во времена Византийской империи и дошедшие до наших дней.

Процесс создания иконы:

  1. анализ иконографии святого, разработка образа, выбор композиционного решения;
  2. изготовление иконной доски;
    1. выбор древесины под икону, склейка досок, установка шпонок, нанесение защитных покрытий;
    2. вырезание ковчежца, пропитка доски костным клеем, наклеивание льняной паволоки на поверхность доски;
    3. приготовление левкаса, нанесение слоев левкаса на поверхность доски, шлифовка левкаса;
  3. нанесение прориси (рисунка), подготовка поверхности под золочение, золочение;
  4. приготовление минеральных пигментов, приготовление яичной эмульсии;
  5. написание Образа пигментами, замешанными на яичной эмульсии.
  6. закрепление красочного слоя уже написанного Образа, пропитка олифой, завершающие этапы;

Изготовление иконной доски

Из древесины для изготовления основы предпочтение отдается липе, ольхе, лиственнице или кипарису. Древесина просушивается несколько лет, убираются участки с сучками и трещинами, вырезаются сердцевины – всё это обеспечивает минимально возможное коробление иконы в будущем. Склеивается доска костным клеем.

С тыльной или торцевой стороны врезаются шпонки, изготовленные из древесины более твердых пород. Шпонки служат дополнительной защитой иконной доски от раскалывания и коробления.

Доска многократно пропитывается животным клеем. На лицевой стороне выбирается углубление (ковчег), который имеет как практическое значение – защиту красочного слоя иконы от повреждений, так и богословский. Интересно, что «ковчегом» в древности называли ларцы, шкатулки, в которых хранили ценности. Для христианина Образ Божий – самая большая ценность. Так же «ковчег» - это и окно в мир Горний. Слово это напоминает нам Ноев ковчег, спасший людей от гибели. Так же и икона, Образ Божий, Свидетельство Боговоплощения – как корабль несет нас по волнам житейской бури в Царство Любви.

После тщательной пропитки животным клеем лицевой стороны, на доску наклеивается льняная паволока. Она служит надежной сцепкой между поверхностью доски и меловым левкасом, закрепляя его на поверхности доски, и не давая отслоиться в будущем. После тщательной просушки на паволоку наносится 10-15 слоев специального мелового грунта – левкаса, который послужит основой для красочного слоя. Состоит он из натуральных компонентов – мела, животного клея и меда. На последнем этапе сухую поверхность левкаса выравнивают, тщательно шлифуют. Обратная сторона доски и торцы покрываются морилкой и мастикой на основе натурального дегтя, который является сильнейшим природным антисептиком и консервато ром. Итак, доска готова.

Нанесение прориси (рисунка)

Далее на поверхность левкаса переносится подготовленный заранее рисунок (прорись) Образа, затем изображение частично процарапывается (графится) для сохранения контуров под слоем краски.

В этом случае заранее наносится рисунок этого орнамента.

Контуры орнамента процарапываются или «наливаются» жидким левкасом, делая после золочения орнамент графленым либо объемным.

Следующий ответственный этап - золочение. Этот процесс требует определенного мастерства. В иконописи используется чистое листовое (сусальное) золото или серебро толщиной 12-30 мкм. Как и всякий цвет в иконе, золото имеет богословский смысл. Оно символизирует Божественный свет, свет Царствия Небесного, о котором свидетельствует икона. Существует несколько способов золочения. Каждый из них имеет свои особенности и возможности. Общее же для всех способов золочения это - подготовка полированной поверхности (на левкас наносится слой специального полимента)

Нанесение клеевого состава, наложение золота, дополнительная полировка, закрепление золота защитным лаком.

Этап золочения завершен, и мастер переходит непосредственно к написанию образа. Сохранение древней традиции предусматривает использование в работе натуральных пигментов минерального и органического происхождения. Натуральные пигменты, полученные, как правило, раздроблением минералов и перетиранием их на стекле с водой или яичной эмульсией, практически не подвержены выцветанию, что является одной из главных проблем синтетических красителей.

Соединяясь с яичным желтком, натуральный пигмент образует прочный красочный слой и неповторимый эффект восприятия цвета. А определенная техника позволяет использовать это и создать впечатление светимости красок на иконе.

Техника яичной темперы по праву сохраняется и используется современными мастерами по причине своих особо ценных качеств. Спустя время красочный слой густеет, кристаллизуется, становится твердым, при этом сохраняя яркость и насыщенность всех цветов. Использование натуральных пигментов позволяет достичь насыщенности цвета, сохраняя при этом его воздушность и глубину.

После того, как завершились все этапы написания Образа красками в технике, предусмотренной канонами церковной и иконописной традиции, после просушки красочного слоя в течение несколько дней, подходим к завершающей стадии создания иконы - покрытию её защитным слоем олифы и лака.

Кроме предохранения живописи от внешних воздействий, консервируя её, слой олифы (вареное льняное масло) придает натуральным пигментам особую глубину, насыщенность и игру цвета. Икона покрывается олифой и хорошо просушивается в течение 3-4 дней, после этого дополнительно покрывается слоем лака для предотвращения дальнейшего окисления олифы и её потемнения со временем.

Про каждый, даже незначительный этап, можно рассказать еще очень много, всё это профессиональные рецепты и тонкости, которые превращают этапы создания иконы в искусство.

Презентация образа